Деньги культуры

Опыт последних пяти лет показывает, что реальное финансирование культуры и искусства не зависит от того, удастся ли нам на 10‒20 или 30 процентов увеличить цифровые показатели, планирующиеся в названных выше разделах. Каждый год мы эти цифры увеличивали, последние два года — на 300‒400 млрд. рублей. Учитывая, что в 1997 году мы с огромным трудом добились, чтобы финансирование особо ценных объектов культуры, а их около 30, вошло в перечень защищенных статей, то ликвидация этого для нас — большая потеря…

В этом-то и беда, и абсурд ситуации: мы в Госдуме сражаемся за цифровые показатели, за некие мифические деньги и защищенные статьи расходов, а на реальной жизненной ситуации это почти не отражается. Разве что дает некую теоретическую основу руководителям ценнейших учреждений культуры для того, чтобы «качать права» или плотно работать с Правительством, с Министерством финансов, добиться хоть каких-то денег... Вот, к примеру, Историческому музею это удалось...

И все же такую ситуацию вряд ли можно признать нормальной. Перспективы культуры в проекте бюджета плачевны, так как изменена общая его идеология. В прошлые годы Правительство формировало нереальный бюджет, а затем вносило серьезные коррективы, но минимальные по отношению к культуре приличия все же на бумаге соблюдались. Теперь бюджет очень жесткий, всем денег катастрофически не хватает, и в этих условиях борьба за каждый миллион будет настоящей жестокой битвой. На смену бюджетному романтизму пришел жестокий реализм. Не случайно среди ряда законодательных инициатив, которые Правительство внесло в Думу, есть предложение отменить в Основах законодательства о культуре положение об обязательном двухпроцентном ее финансировании. Наш комитет с этим категорически не согласен.

Однако, с моей точки зрения, хотя бои в связи с обсуждением бюджета ведутся и будут вестись во всех направлениях и на всех фронтах, кардинально изменить ситуацию невозможно. Ну предлагают, например, коммунисты увеличить бюджетные расходы на все, в том числе и на культуру, и на оборону. А «оборона» в свете недавних политических событий и создания в Думе мощной внефракционной депутатской группы в поддержку армии и оборонной промышленности способна подавить все другие потребности в бюджете. Так на что же надеяться бедной культуре?

На регионы — прежде всего они должны больше внимания уделять тем учреждениям культуры, которые находятся на их территории. Уже сегодня идет активный процесс передачи различных, даже и крупных культурных объектов, из федерального подчинения в региональное. Регион должен быть заинтересован в том, чтобы у него работала консерватория, если ему это необходимо, чтобы на его земле сохранялись памятники истории и культуры и развивался туризм, наполняющий казну. Сегодня регионы по-разному относятся к этим проблемам и по-разному финансируют свою культуру, однако большинство федеральных учреждений живут хуже, чем их областные братья и сестры. Необходим также более жесткий контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Не до жиру, конечно, но деньги надо тратить с умом.