Напутствие читателю

Журнал “Читаем Вместе”. Январь 2016. Андрей Мирошкин о книге "Искусство автографа: Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов".

Искусство автографа: Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов / сост. М.В. Сеславинский. – М.: Бослен, 2015. – Т. 1: А – И. – 376 с. Т.2: К – Я. – 552 с.

Выход двухтомника был приурочен к открытию одноименной выставки в Музее А.С. Пушкина, но это не просто каталог, а самостоятельное издание. Экспозиция включила чуть больше 200 экспонатов, в книге же представлены 580 автографов – их для проекта предоставили 30 владельцев, среди которых есть и опытные коллекционеры-библиофилы.

Составитель альбома – Михаил Сеславинский. Знаток старой и новой книги, он много лет назад начал коллекционировать редкие издания и автографы русских писателей. Ныне Михаил Вадимович регулярно публикует статьи и книги на библиофильские темы, предметы из его коллекции участвуют в различных выставках. Как многие знают, основная работа М.В. Сеславинского тесно связана с книгой – он руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Кстати, в книге среди прочего можно обнаружить автографы известных писателей, служивших в ХIХ веке в ведомстве по делам печати: Ивана Гончарова, Якова Полонского, Григория Данилевского.

Книга подготовлена чрезвычайно солидно – и в библиофильском, и в литературоведческом, и в полиграфическом отношении. Лучшего подарка фанатичному книжнику трудно придумать. Все автографы воспроизведены в цвете, прокомментированы квалифицированными специалистами, снабжены книговедческими пояснениями. Приложены внятные и нешаблонно написанные биографические справки об авторах, освещены обстоятельства создания надписи и характер взаимоотношений автора и адресата. В оформлении использованы малоизвестные выразительные фотографии писателей из собрания Государственного литературного музея. Таким образом, двухтомник стал результатом работы целой группы собирателей, хранителей, исследователей, редакторов, дизайнеров. Деликатно соблюдена здесь и коллекционерская тайна: ведь многие библиофилы не любят афишировать состав своих собраний.

В предисловии Михаил Сеславинский рассказал о принципах составления двухтомника. Авторы проекта стремились дать максимально широкий «обзор» русской литературы посредством автографов – дарственных надписей на книгах и фотографиях, писем, открыток, владельческих маргиналий и прочих собственноручных росчерках пера и карандаша. В автографе знаменитого человека заключена загадка его личности, тайна таланта. Почерк великих людей изучают графологи, психологи и литературоведы. Дарственная надпись на книге – не просто несколько дежурных слов на титульном листе. Это личное обращение автора к читателю, напутствие, благодарность, уверение в добрых чувствах, почтительный жест.

В двухтомнике широко представлена типология русского инскрипта за последние два века. В иных автографах сконцентрированы судьбы нескольких людей, связанных с автором или адресатом. Обнаруженный библиофилом инскрипт порой помогает решить литературоведческую загадку или разоблачить подделку. Писатели дополняют автографы рисунками, вплетают слова в печатный текст, а подчас вносят рукописные исправления или дополнения – например, если часть строк запретила цензура. Прожженных библиофилов порадуют рассказы об аллигатах и конволютах, а также о книгах, которые и сами по себе – библиографические уникумы. К таким смело можно отнести, например, «Звезду Соломона» Александра Куприна, изданную в Гельсингфорсе в 1920 году и сохранившую штамп брюссельской библиотеки. Или сборник стихов и песен Александра Вертинского, вышедший в Китае в 1937-м и надписанный автором русскому поэту, умершему через много лет в Австралии.

За рукописными, порой почти неразборчивыми строчками скрыты различные эпизоды из жизни писателей. Николай Лесков хлопочет о получении гонорара за свою пьесу, Надежда Мандельштам просит возвратить ей жилье в Москве, утраченное после ареста мужа, Виктор Некрасов сочиняет «вакхическое» послание Венедикту Ерофееву на салфетке из парижского кафе, Василий Аксенов вспоминает поездку к ссыльной матери в Магадан в середине 1950-х. А вот дарственная надпись Ф.М. Достоевского его другу Александру Милюкову, через несколько лет «сосватавшему» великому романисту жену. Есть тут инскрипт, узлом соединивший биографии трех царскосельских поэтов начала ХХ века… Альбом позволяет ощутить связь многих имен и явлений отечественной истории и культуры. Автограф на книге сближает людей из разных кругов и сфер.

Библиофильские сюжеты пронизывают эту книгу. В комментариях подробно рассказывается о коллекционерах, букинистах, ученых-книговедах, художниках-иллюстраторах – авторах или адресатах дарственных надписей. Большинство книг и манускриптов, представленных в двухтомнике, прошли через руки опытных собирателей, а подчас были просто спасены ими от гибели. Даже в рассказе о генерале К.П. Кауфмане или военном историке Н.К. Шильдере авторы подчеркивают их заслуги перед библиотечным делом.

Двухтомник «Искусство автографа» поможет многим открыть для себя русскую литературу в ее рукописном воплощении. Книга имеет не узко библиофильское, а подлинно просветительское значение, это своего рода «урок литературы», рассказ о славных страницах отечественной словесности и выдающихся книжных людях России.