Азбуки бывают эротическими

Очередное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) состоялось в Санкт-Петербурге и было посвящено иллюстрированным азбукам.

Участие в нем приняли как постоянные члены клуба, так и его гости, среди которых были директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов, генеральный директор издательства «Вита Нова» Алексей Захаренков, ведущий научный сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина, автор статей по истории книги и книжного дела Марина Бокариус, петербургские художники. Встреча прошла в галерее KGallery, где сейчас проходит выставка «Время азбуки». На ней представлены широко известные и редкие издания XX–XXI веков, а также оригинальные графические листы к азбукам художников: от «Азбуки в картинах Александра Бенуа» (1904) до последних работ Анатолия Белкина. Собравшихся приветствовали председатель НСБ Михаил Сеславинский (написавший также одну из вступительных статей в каталог выставки) и основатель галереи Владимир Березовский. Кураторскую экскурсию по экспозиции провела Ксения Ремезова – информативно, вдохновенно, интересно, с акцентом на деталях. Она рассказала о том, как в XX–XXI веках самые разные художники – от деятелей «Мира искусства» до наших современников – подходили к вопросу оформления азбук, как формировалось новое видение этой книги, как менялось содержание и визуальный ряд, который сегодня можно рассматривать как художественное высказывание, отражение своего времени и индивидуального стиля ее создателя.

82F26C81-B49B-4C9D-8F06-B2E0B5E4DC32.jpegБиблиофилы смогли увидеть более 30 азбук и эскизов из собраний KGallery, Государственного Русского музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и частных коллекционеров, среди которых Михаил Сеславинский и Константин Эрнст. Были азбуки в оформлении Елизаветы Бем, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Георгия Нарбута, Владимира Конашевича, Валентина Курдова, Владимира Лебедева, Ефима Хигера, Михаила Черемных, Федора Рожанковского, Татьяны Мавриной, Александра Флоренского. Впечатление на собравшихся произвели редчайшие оригиналы графических рисунков и эскизов к азбукам, многие из которых так никогда и не были изданы – Веры Ермолаевой и Александра Самохвалова 1920-х годов, Дмитрия Митрохина (1927), Алисы Порет (1947), Николая Кузьмина (1966).

Подготовка к выездному заседанию проходила на высоком уровне: некоторые члены НСБ были одеты в свитшоты с изображениями экспонатов выставки.

После экскурсии состоялся аукцион графики и книг. За некоторые из них развернулась нешуточная борьба. Так, например, редчайший букварь Кариона Истомина 1694 года был продан за 800 тысяч рублей.

Поздно вечером в одном из отелей Северной столицы ряд участников заседания посетили закрытый коллоквиум «Эротические азбуки современных графиков Москвы и Санкт-Петербурга», во время которого состоялись просмотр и обсуждение работ Ирины Дмитренко, Михаила Гавричкова, Олега Яхнина и др. К нему тиражом 10 экземпляров было выпущено специальное приглашение с дополнительным эротическим рисунком Ирины Дмитренко «Буква В» («Вечер»).

Сергей Трубачев