- Личный сайт библиофила
- Жизнь библиофила
- Летняя книжная окрошка после пандемии
Летняя книжная окрошка после пандемии
После длительного перерыва, связанного с эпидемией коронавируса, состоялось долгожданное очное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ). Все желающие могли рассказать о своих библиофильских приобретениях и находках.
Открыл заседание исполнительный директор НСБ Борис Хайкин, представивший сборник стихотворений «Песни старости» (1900) Алексея Жемчужникова, одного из создателей образа Козьмы Пруткова, с его дарственной надписью: «Душевноуважаемому Сергею Антоновичу Шипову-Шульцу от автора. 17 марта 1900 года». Адресат автографа – тайный советник, старший чиновник Кодификационного отдела при Государственном совете, автор книги «Закон и земство». Еще одной книгой, пополнившей собрание библиофила, стали «Коммеражи (1844)» Ивана Мятлева, известного главным образом как автор поэмы «Сенсации и замечания мадам Курдюковой», а также слов популярных городских романсов («Как хороши, как свежи были розы…», «Фонарики-сударики»). Книга происходит из собрания библиофила и писателя Владимира Лидина.
О последнем прижизненном издании «Евгения Онегина» (1837) Александра Пушкина рассказала реставратор из Санкт-Петербурга Елена Матвеева. Как писал о нем Николай Лернер: «Издание «Онегина» напечатано было самым мелким шрифтом... похоже было скорее на миниатюрный кипсек, чем на солидное издание, и составляло новость в тогдашних русских изданиях, хотя из-за мелкого шрифта для чтения было не совсем удобно. Оно исполнено было так тщательно, как не издавались ни прежде, ни после того сочинения Пушкина. Корректурных ошибок не осталось ни одной; последнюю корректуру самым тщательным образом просматривал сам Пушкин. Издание хорошо раскупалось публикой, а после смерти Пушкина, 29 января, было распродано полностью за одну неделю».
Пушкинскую тему продолжил издатель Михаил Столяров, представивший собравшимся сигнальный экземпляр поэмы «Руслан и Людмила», 200-летие со дня выхода которой мы отмечаем в этом году. Иллюстрации к ней выполнил художник Анатолий Елисеев, которому в апреле этого года исполнилось 90 лет. Главным импульсом к ее изданию послужило одно из заседаний «Библиофильского улья», на которое председатель НСБ принес первое издание этой поэмы (1820).
Известный своим богатым собранием по истории книжного собирательства Игорь Быков продемонстрировал только что приобретенный комплект редчайшего машинописного журнала «Воронежский библиофил». Он издавался в середине 1970-х годов и емко отражает историю развития библиофильства в провинции в советское время.
Завершилось заседание выступлением Михаила Сеславинского, продемонстрировавшего собравшимся письмо Антона Деникина, адресованное писателю Ивану Шмелеву (1929) с подробным рассказом о своем житье-бытье во французской провинции под Греноблем:
«Вот уж в течение недели живем в горах, в глухой деревушке на 800 м. Природа, воздух, ландшафты – восхитительны. Снежные вершины, отвесные зеленые кручи, водопад, чрезвычайное разнообразие видов, к тому же земляника, черника, лесная малина и боровики. Сейчас кончается земляника и начинаются грибы. Мы живем «наверху», в подлинной деревне, не тронутой культурой, кроме разве электричества, которое благодаря дешевизне проведено повсюду».
Еще одной его находкой в эпоху пандемии стал редкий номер журнала «Юный пролетарий» (март–апрель 1921), в котором был опубликован рассказ Константина Федина «Дамба» с малоизвестными иллюстрациями Юрия Анненкова. Многие исследователи творчества художника знали о нем заочно, но никогда не видели и не смогли разыскать в библиотеках.
Открыл заседание исполнительный директор НСБ Борис Хайкин, представивший сборник стихотворений «Песни старости» (1900) Алексея Жемчужникова, одного из создателей образа Козьмы Пруткова, с его дарственной надписью: «Душевноуважаемому Сергею Антоновичу Шипову-Шульцу от автора. 17 марта 1900 года». Адресат автографа – тайный советник, старший чиновник Кодификационного отдела при Государственном совете, автор книги «Закон и земство». Еще одной книгой, пополнившей собрание библиофила, стали «Коммеражи (1844)» Ивана Мятлева, известного главным образом как автор поэмы «Сенсации и замечания мадам Курдюковой», а также слов популярных городских романсов («Как хороши, как свежи были розы…», «Фонарики-сударики»). Книга происходит из собрания библиофила и писателя Владимира Лидина.
О последнем прижизненном издании «Евгения Онегина» (1837) Александра Пушкина рассказала реставратор из Санкт-Петербурга Елена Матвеева. Как писал о нем Николай Лернер: «Издание «Онегина» напечатано было самым мелким шрифтом... похоже было скорее на миниатюрный кипсек, чем на солидное издание, и составляло новость в тогдашних русских изданиях, хотя из-за мелкого шрифта для чтения было не совсем удобно. Оно исполнено было так тщательно, как не издавались ни прежде, ни после того сочинения Пушкина. Корректурных ошибок не осталось ни одной; последнюю корректуру самым тщательным образом просматривал сам Пушкин. Издание хорошо раскупалось публикой, а после смерти Пушкина, 29 января, было распродано полностью за одну неделю».
Пушкинскую тему продолжил издатель Михаил Столяров, представивший собравшимся сигнальный экземпляр поэмы «Руслан и Людмила», 200-летие со дня выхода которой мы отмечаем в этом году. Иллюстрации к ней выполнил художник Анатолий Елисеев, которому в апреле этого года исполнилось 90 лет. Главным импульсом к ее изданию послужило одно из заседаний «Библиофильского улья», на которое председатель НСБ принес первое издание этой поэмы (1820).
Известный своим богатым собранием по истории книжного собирательства Игорь Быков продемонстрировал только что приобретенный комплект редчайшего машинописного журнала «Воронежский библиофил». Он издавался в середине 1970-х годов и емко отражает историю развития библиофильства в провинции в советское время.
Завершилось заседание выступлением Михаила Сеславинского, продемонстрировавшего собравшимся письмо Антона Деникина, адресованное писателю Ивану Шмелеву (1929) с подробным рассказом о своем житье-бытье во французской провинции под Греноблем:
«Вот уж в течение недели живем в горах, в глухой деревушке на 800 м. Природа, воздух, ландшафты – восхитительны. Снежные вершины, отвесные зеленые кручи, водопад, чрезвычайное разнообразие видов, к тому же земляника, черника, лесная малина и боровики. Сейчас кончается земляника и начинаются грибы. Мы живем «наверху», в подлинной деревне, не тронутой культурой, кроме разве электричества, которое благодаря дешевизне проведено повсюду».
Еще одной его находкой в эпоху пандемии стал редкий номер журнала «Юный пролетарий» (март–апрель 1921), в котором был опубликован рассказ Константина Федина «Дамба» с малоизвестными иллюстрациями Юрия Анненкова. Многие исследователи творчества художника знали о нем заочно, но никогда не видели и не смогли разыскать в библиотеках.